Советы и лайфхаки

Скрытые расходы при производстве в Китае: Как избежать неприятных сюрпризов в контракте и не только

Скрытые расходы при производстве в Китае: Как избежать неприятных сюрпризов в контракте и не только

Китайская продукция в первую очередь привлекательна своей низкой ценой, но не всегда ценник, озвученный производителем, соответствует итоговой стоимости товара. Так, есть целый ряд дополнительных, «скрытых» расходов, о которых зачастую умалчивают китайские производители. Что это за расходы, и как их избежать в 2025 году при заключении контракта с Китаем?

Специфика китайской торговли

Казалось бы, почему не озвучить стоимость продукции сразу: с учетом всех дополнительных трат, чтобы заранее исключить все спорные вопросы. Но в Китае это не принято, и подавляющее большинство поставщиков и производителей из КНР на этапе переговоров оглашают лишь базовую себестоимость товаров. Это можно назвать хитростью или особенностью менталитета, но факт остается фактом – производство в Китае не настолько дешево, как вам обещают, и на итоговую стоимость продукции влияет ряд дополнительных факторов. Что это за факторы?

Расходы на разработку образца

Прежде чем заключить контракт с Китаем, уточните, сколько будет стоить изготовление «пробника» (Sample Fee). Это обязательный шаг, если производство ведется под заказ – с учетом ваших индивидуальных требований. И это один из «подводных камней», с которым сталкиваются неопытные импортеры из РФ. Так, стоимость пробника может отличаться кратно – от нескольких десятков до нескольких сотен долларов, и эта сумма никогда не входит в общий заказ. Ее нужно оговаривать заранее – еще до заключения договора, иначе дополнительный счет вам пришлют уже постфактум.

Избежать этого неприятного «сюрприза» можно двумя способами:

  • выбирать среди поставщиков, бесплатно предоставляющих образцы продукции;
  • уточнять стоимость платного образца в ходе переговоров по собственной инициативе.

Дополнительные наценки в выставляемом счете

Почти каждый контракт с Китаем на поставку продукции предполагает своеобразную «двойную бухгалтерию». Так, озвучивают вам одну цену, а выставляют в инвойсе – другую: с дополнительными расходами на упаковку, маркировку, складские операции, внутреннюю (в границах КНР) логистику, сертификацию, и т.д. Опытные участники ВЭД хорошо знакомы с этим нюансом, и оговаривают с поставщиками все расходы заранее. Проблемы можно избежать в два этапа:

  • запросить у поставщика официальное коммерческое предложение (Proforma Invoice), где все расходы разбиты строго по списку;
  • сравнить эту проформу с предложениями других поставщиков, и выбрать самое выгодное из них.

Скрытые расходы на брендирование

Если вам нужно, чтобы товар еще в Китае был упакован и маркирован под дальнейшую реализацию в России – с названием вашего бренда, контактными данными на русском языке, графическим оформлением (и т.д.), стоимость брендирования нужно уточнять индивидуально. Если этого не сделать, контракт на товары из Китая скорее всего будет заключен по базовым заводским расценкам, а брендирование вам придется оплачивать отдельно.

При этом у производителя будет масса способов «искусственно» удорожить эту услугу, ведь разница в расценках на брендирование сегодня тоже кратна: от 10 центов до 1 доллара на единицу товара. Чтобы не наткнуться на такие «подводные камни» производства, сразу же требуйте от поставщика полную калькуляцию стоимости: с учетом маркировки, упаковки, и т.д.

Затраты на сертификацию

Все товары, экспортируемые из Китая в Евросоюз, должны иметь сертификат СЕ, а при экспорте в страны Евразийского экономического союза (в том числе – в Россию) – сертификат ЕАС. И хотя производство продукции в Китае изначально ориентировано по рынкам сбыта и экономическим зонам, иногда происходит путаница с сертификатами: случайная или намеренная. Так, производитель может утверждать, что товар сертифицирован ЕАС, хотя речь идет о другой партии или похожей модели. После чего несоответствие обнаруживается только на таможне.

Чтобы избежать таких «сюрпризов», нужно проверять каждую разновидность (модель, модификацию) ввозимых товаров по базам данных. Или заказать независимую проверку у аккредитованных специалистов, например – у компании «Molbier». Второй вариант гораздо проще и безопаснее.

Последепозитное подорожание

Вы решили заказать товар оптом из Китая, заключили договор, внесли оплату, и вдруг оказывается, что к моменту отправки товар успел подорожать на энную сумму. Соответственно, поставщик отказывается отправлять груз до тех пор, пока вы не доплатите разницу. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно прописывать в контракте фиксированную стоимость товаров и запрет на ее повышение. Естественно, все должно быть оформлено и заверено официально – на английском и китайском языках.

Расходы на ``местную`` логистику

Производство товаров в Китае зачастую осуществляется на расстоянии тысяч километров от таможенных пунктов, и расходы на перемещение груза внутри страны могут в итоге составить несколько сотен долларов. Если вы не хотите нести эти дополнительные расходы, избегайте договоров с ценой EXW (Ex Works). Это означает, что производитель отгружает товар у себя, а за его доставку до ближайшей таможни отвечает покупатель. Вместо EXW выбирайте CIF или FOB – лучшие варианты для начинающих импортеров.

Минимизация расходов

Как заказать товар из Китая по действительно низкой цене, и при этом не нести скрытые расходы? Для этого необходимо обязательно прописывать в контракте:

  • Полные названия и характеристики товаров;
  • Точные сроки поставки и штрафы за их несоблюдение;
  • Условия возврата товаров и размер материальных компенсаций;
  • Условия оплаты. Например – 20% предоплата и 80% – после прохождения таможни;
  • Условия поставки: EXW, CIF или FOB, определяющие порядок внутренней логистики в КНР;
  • Стоимость пробников, упаковку, маркировку, сертификацию, и т.д.

Контракт должен быть заключен на двух языках: китайском и английском, и подписан официальным уполномоченным лицом со стороны производителя. Только в этом случае можно отсудить у поставщика деньги в случае нарушения договора, и не понести расходы из-за выше перечисленных «подводных камней» китайского производства.